Будущее Статусбанка – электронно-цифровое.

03.12.2017 10:25:00

Если у вас сложилось стойкое впечатление, что главный бухгалтер – это строгая дама в годах и усталостью во взгляде, загляните в ОАО "Статусбанк". Удивитесь!

Главный бухгалтер здесь – молодой и обаятельный мужчина с модной бородкой, улыбчивый и раскрепощенный, в яркой майке с Симпсонами и стильном пиджаке. «Пятница, дресс-код сегодня позволяет!» – объясняет он. Знакомимся – главный бухгалтер, член правления Сергей ЯЩУК.

Euroopt_11_2017---ноябрь.jpg

Сергей Сергеевич, чем занимается главный бухгалтер в коммерческом банке? Какими подразделениями вы руководите, за какие сферы отвечаете?

– В разных банках структура может быть различной. В «СтатусБанке» обязанности главного бухгалтера – это, по сути, должность операционного директора. Иными словами, в моем ведении – бэк-офис.
Сама бухгалтерия состоит из двух управлений – внутрибанковская бухгалтерия, которая занимается сопровождением всех хозяйственных операций банка, и вторая, которая ведет учет пассивных и активных операций – кредиты, депозиты, межбанк, кредиты юридических лиц и прочее. Эти управления возглавляют мои заместители. Но в структуру бэк-офиса входит также управление сопровождения и учета розничных операций физических лиц и управление обслуживания корпоративных клиентов А завершает наш блок управление по работе с ценностями – это непосредственно кассовые операции банка и их методология: хранилища, пункты обмена валют, кассы на ЦБУ.

А когда вы возглавили всю банковскую бухгалтерию?

– С 2005 года. Я был самый молодой аттестованный главный бухгалтер за всю историю банковской системы – мне было на тот момент 25 лет. Начинал я на производственной практике в «Технобанке» в 2001 году. А в 2002-м «Технобанк» решил создать дочерний банк в СЭЗ «Минск». И мы, три студента нархоза с факультета банковского дела, пришли трудиться, еще не закончив вуз. Я писал дипломную работу, сдавал госэкзамены, а в это время уже работал с клиентами. Офис был в Шабанах. Людей было мало – всего 15 человек, поэтому заниматься приходилось буквально всем. Но из этого маленького и узкоспециализированного банка со временем и вырос наш «СтатусБанк». Так что мы с моим заместителем – старейшие в нем работники!

Бэк-офис сейчас состоит из пяти больших управлений, а тогда вся работа была сконцентрирована в одном. И в 2005 году я его возглавил. Получилось интересно – я аттестовался, а на следующий день мне позвонила наш главный бухгалтер и сказала, что хочет сменить работу и уходит. Это было довольно неожиданно: «Поздравляю, ты теперь – главный бухгалтер!». Первый свой годовой отчет до сих пор помню… Опыт, конечно, приходил со временем.

А работа у меня интересная, иногда даже интереснее, чем у фронт-офиса. Идет интенсивное развитие IT-сферы, современных технологий банковского дела, которые мы активно внедряем в «СтатусБанке». Не поверите, но львиная доля затрат банка на программное обеспечение за этот год – мои затраты! Это постоянное обновление программного обеспечения, покупка новых программ. Как известно, мы получили лицензию Нацбанка на привлечение средств физических лиц. И представьте: одно дело – взять у клиента деньги. Это фронт-офис. Но не менее важна работа с деньгами после этого – у бэк-офиса. Так что объем работы у нас колоссальный.

Становление банка происходило на ваших глазах и с вашим участием…

– Огромный скачок в развитии произошел при вливании банка в холдинг «Евроторг» в 2012 году. Это огромные потоки денег, большое количество людей, высокие финансовые возможности. Это репутация! «Евроторг» – самая крупная коммерческая компания в стране, и этому уровню нам приходилось соответствовать и развиваться семимильными шагами.

Получение лицензии на привлечение средств физических лиц можно считать новым этапом в развитии «СтатусБанка»?

– Безусловно. Долго мы шли к этой лицензии, Нацбанк в какой-то период времени очень строго относился к нам. Ведь у нас быстро развивалась сеть ЦБУ, и по проникновению в регионы мы могли соперничать с крупнейшими банками страны. Но мы выбрали в итоге иной путь, более современный. Ведь XXI век наступил. Да, на периферии люди любят по старинке ходить в банк, даже в минских отделениях белорусских банков постоянно очереди из клиентов старшего поколения. Но это – вчерашний день!

Вы не представляете, насколько облегчилась бы жизнь той же розничной торговли, если бы мы смогли уйти от подсчитывания копеек и перейти на массовые расчеты карточками! Это классно, удобно, всегда работает. А перемалывать тонны наличных денег – тяжело и затратно. Мы осознанно, например, не пошли на инкассацию объектов торговли – это очень дорого! Под это нужно создавать новые ЦБУ, строить шлюзовые камеры в стене, примыкающей к кассам, покупать кассовое оборудование… Представьте себе, что вам надо пересчитать 500 тысяч новыми купюрами вразнобой. А сортировщик банкнот – это минимум 30 тысяч долларов. И даже с таким оборудованием на прием выручки уйдет не менее двух часов.

Банк – самая прозрачная структура, здесь каждая копейка на виду. Недосчет, пересчет, как у «ипэшника», в банке попросту невозможны. Ответственность у нас очень высокая – кассовых просчетов быть не должно. И главное, будущее ведь за оплатой картами, телефонами. Нам надо к этому стремиться! В США человек со 100-долларовой купюрой вызывает косые взгляды – это гангстер, откуда у него наличка? В Европе у меня лично отказывались принимать банкноту в 500 евро. Я ее в нашей кассе купил перед отпуском, а там она никому не нужна, к таким деньгам отношение подозрительное!

То есть будущее у «СтатусБанка»…

– …электронно-цифровое, я надеюсь! В этом году был знаковый для банковской системы переход на международную систему счета IBAN. «СтатусБанк» успешно справился с этой задачей. Переход на IBAN будет новым витком в развитии электронного банкинга. Это моментальные платежи. Мы также будем работать с интернет-депозитами. Система МСИ позволяет идентифицировать клиента без похода в банк. Каждый из нас хоть когда-нибудь был в каком-то банке и оставлял свои данные – эти данные предоставляются всеми банками в единое облако. Человек теперь просто заходит в интернет, идентифицируется с помощью МС И и без похода в реальный банк может открыть счет и разместить депозит. Это будет очень удобно.

Будущее – за электронным бизнесом. И тот же самый пример «Тинькофф-банка» в России это доказывает. А в США, по самым скромным подсчетам, 30-40% банковского рынка «откусили» IT-компании. Кто быстрее в Силиконовых Долинах сообразил – тот, что называется, и съел. Развивается и электронная торговля валютами, облигациями… Думаю, через годик каждый из нас, у кого хватит денег, сможет зайти в интернет и через американский инвестиционный фонд
купить акции Google!

Снижение процентных ставок отражается на работе банка?

– Безусловно, падает маржинальность. Есть и психологические нюансы. Если на Западе депозитная система – это способ сбережения денег, то у нас уже много лет она воспринимается как способ заработка. Люди хотят больших процентов по депозитам и малых – по кредитам. Но так не бывает!

Деноминация, которая была в прошлом году, – это тоже ваша сфера?

– Все проводки в операционном дне – это наша работа. И я боялся, чтобы кто-нибудь не ошибся. Ведь люди привыкли к миллионам, а теперь «дорисуй» пару лишних нолей – страшная цифра получится! Но все обошлось, хотя и не без казусов. Например, монетный двор упаковал монеты в деревянные ящики по 40 кг. Как справится с этим грузом девушке-кассиру? Я сам ездил с топором, носил эти ящики, разрубал их.

Бухгалтерия, в восприятии многих – это женское дело и не очень вяжется с вашим образом – стильного молодого человека. Что вам нравится в этой работе?

– Она интересная. И мужчин в бухгалтерии становится все больше. Впервые, например, главным бухгалтером Национального банка стал представитель сильной половины, причем он тоже достаточно молодой. Главный бухгалтер «Приорбанка» – тоже мужчина… Хотя, не буду отрицать, для кассовой работы лучше подходят девушки – они внимательнее и усидчивее. А вообще, «СтатусБанк» по своей структуре во многом уникальный. И главная ценность – коллектив, который всегда будет главным достоянием любой компании. Как вы понимаете, мой коллектив на 99,99% – девушки. Не простят, если не скажу, что они самые красивые.

Поделитесь новостью

 

Помогите стать лучше

Мы внимательно изучаем каждое обращение и постоянно улучшаем наше обслуживание, чтобы вам было легко и приятно пользоваться нашими услугами.

Нам важно ваше мнениe

    Какую отличительную черту СтатусБанка Вы назовёте в сравнении с другими банками?

Нами интересуются