ico
Телефоны
Время работы
пн-сб: 9:00-20:00
сб: 9:00-20:00
вс: выходной
Написать в чат:
Валюта
Покупка
Продажа

1 Евро (EUR)

1 EUR

3.6150
3.6450

1 Доллар США (USD)

1 USD

3.4250
3.4350

100 Российских рублей (RUB)

100 RUB

3.3600
3.3750

10 Юаней (CNY)

10 CNY

4.7900
4.9140

Я хочу поменять

Курсы валют могут быть изменены Банком в течение дня.
Актуальную информацию также можно уточнить в Контакт-центре

  • Частному клиенту
      Частному клиенту
    • Расчетные карточки
        Расчетные карточки
      • Кредитные карточки
      • Дебетовые карты
      • Зарплатные карты
    • Кредиты
    • Текущие счета
  • Бизнес-клиенту
  • О банке
Телефоны
Написать в чат:

Система управления рисками



Управление рисками в банке базируется на законодательных актах Республики Беларусь, нормативных документах Национального банка, международных стандартах и требованиях, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору, регламентируется локальными правовыми актами Банка.


Банк осуществляет управление всеми видами основных банковских рисков, как с точки зрения составления пруденциальной отчетности и выполнения всех установленных Национальным банком пруденциальных нормативов, так и с точки зрения индивидуальной специфики работы банка в области потребительского кредитования физических и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), обуславливающей применение альтернативных углубленных методик для управления кредитным риском и иными рисками, возникающими при осуществлении основной деятельности.


Основными целями организации системы управления рисками, как составной части процесса управления Банком являются:


    • - поддержание стабильного и устойчивого функционирования Банка путем формирования и развития системы управления рисками, обеспечивающей достижение Банком Стратегического плана развития;
    • - соотношение между уровнем принимаемых Банком рисков и доходностью банковских операций в соответствии со стратегическими задачами Банка;
    • - обеспечение максимальной сохранности активов и капитала на основе минимизации подверженности рискам, которые могут привести к неожиданным потерям;
    • - обеспечение долгосрочной стабильности и надежности, формирование и поддержание высокого уровня деловой репутации;
    • - повышение качества управления рисками и обеспечение эффективных подходов организации системы управления рисками.

Основными задачами управления рисками являются:


    • - анализ, измерение и оценка, включающая комплексное и объективное рассмотрение присущих Банку рисков, которые уже существуют либо могут возникнуть в связи реализацией Стратегии развития Банка;

    • - формирование базы для информированного и обоснованного принятия решений и планирования в условиях неопределенности;
    • - повышение эффективного распределения и использования ресурсов Банка с учетом уровня риска;

    • - совершенствование процесса принятия решений по реагированию на возникающие риски;

    • - ограничение уровня рисков, сокращение непредвиденных убытков;

    • - рациональное использование капитала;

    • - обеспечение своевременного исполнения обязательств перед контрагентами, кредиторами и вкладчиками в полном объеме.


Основные присущие виды рисков, составляющие риск-профиль Банка, следующие:

  • - кредитный риск;

  • - операционный риск (в т.ч. киберриск, платежный, правовой);

  • - рыночные риски (в т.ч. валютный, товарный);

  • - риск ликвидности;

  • - процентный риск банковского портфеля;
  • - страновой риск;
  • - стратегический риск;

  • - репутационный риск;

  • - риск концентрации.


По всем видам присущих рисков Банком формируется система управления рисками, включая систему ключевых индикаторов риска, плановых (целевых) уровней рисков, показателей толерантности к риску и риск-аппетита по существенным рискам, лимитов, стресс-тестирования и риск-отчетности.

В целях обеспечения безопасного функционирования Банком на постоянной основе осуществляются процедуры внутренней оценки достаточности капитала.


Система управления рисками включает:


1. Распределение полномочий и ответственности в процессе управления и контроля за рисками.


Наблюдательный совет:

  • обеспечивает организацию корпоративного управления Банком, в том числе системы управления рисками;

  • рассматривает результаты оценки эффективности корпоративного управления Банком (в том числе с учетом представленной управленческой отчетности), соответствие включаемых в него систем характеру, масштабам и условиям деятельности Банка и принимает стратегические решения по их совершенствованию;

  • контролирует работу Правления Банка, Комитета по рискам;

  • принимает меры по исключению конфликта интересов и условий его возникновения в процессе управления рисками в Банке;

  • принимает меры, обеспечивающие своевременное устранение Правлением Банка нарушений законодательства, злоупотреблений и недостатков, выявленных в ходе проверок (ревизий), проведенных службой внутреннего аудита, аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, ревизионной комиссией (ревизором), Национальным банком и иными контролирующими (надзорными) органами, а также выполнение полученных рекомендаций;

  • утверждает показатели толерантности к риску и риск-аппетита по существенным рискам;

  • отвечает за соблюдение Банком в целом и контролирует соблюдение Правлением Банка законодательства, Устава Банка, локальных правовых актов Банка;

  • определяет кадровую политику, включая политику в области кадровых назначений и мотивации труда, в том числе выплаты вознаграждений и компенсаций, соответствующие целям и стратегии развития Банка, его финансовому состоянию и риск-профилю, соотносящиеся с показателями эффективности деятельности Банка и его работников, их влиянием на риск-профиль Банка;

  • определяет перечень работников, принимающих риски;

  • осуществляет контроль за совершением в соответствии с законодательством банковских операций и иной деятельности Банка с инсайдерами, работниками Банка, Национального банка;

  • рассматривает результаты проверок эффективности системы управления рисками службой внутреннего аудита.


Комитет по рискам:

  • осуществляет мониторинг показателей толерантности к риску и риск-аппетита по существенным рискам;

  • проводит оценку эффективности системы управления рисками;

  • представляет на рассмотрение Наблюдательного совета рекомендации по вопросам управления рисками, установления толерантности к риску и риск-аппетита;

  • принимает решения в отношении рисков;

  • представляет Наблюдательному совету на ежеквартальной основе отчеты о состоянии системы управления рисками и об уровне рисков Банка;

  • обеспечивает качественную подготовку решений Наблюдательного совета по вопросам управления рисками путем углубленного изучения соответствующих вопросов и выработки необходимых рекомендаций;

  • осуществляет иные функции, определяемые Наблюдательным советом.


Правление Банка:

  • организует систему управления рисками;

  • обеспечивает реализацию и мониторинг выполнения политики управления рисками, выполнение оперативных целей и задач, установленных Наблюдательным советом, осуществление внутренней процедуры оценки достаточности капитала;

  • обеспечивает утверждение локальных правовых актов Банка, разработанных во исполнение Стратегического плана развития Банка и регламентирующих политику, методики и процедуры управления рисками, а также порядок принятия решений, взаимодействия структурных подразделений, распределения и делегирования полномочий в процессе управления рисками, обеспечивает их эффективное применение на практике;

  • обеспечивает соблюдение толерантности к риску и риск-аппетита, поддержание риск-профиля Банка, адекватного масштабам осуществляемой деятельности;

  • осуществляет принятие управленческих решений в части необходимости принятия мер, направленных на недопущение невыполнения показателей толерантности к риску и риск-аппетита по существенным рискам, необходимости проведения корректирующих мероприятий в отношении лимитов по видам рисков (контрольных показателей, их пороговых значений), а также оперативных мер по регулированию (минимизации) уровня рисков Банка;

  • обеспечивает взаимодействие структурных подразделений по выявлению новых рисков, оценке на предмет подверженности различным видам рисков и определения их существенности до принятия решения об осуществлении новых видов операций (внедрения новых продуктов), выхода на новые рынки;

  • обеспечивает создание организационной структуры Банка, содействующей наиболее эффективному управлению рисками.


Комитет по управлению рисками:

рассматривает управленческую отчетность о результатах, полученных в процессе управления рисками Банка;

рассматривает и подготавливает предложения (рекомендации) по результатам осуществления мониторинга (контроля) рисков;

производит оценку принимаемых Банком рисков по осуществляемым и новым банковским операциям;

рассматривает иные вопросы и принимает решения, связанные с системой управления рисками;

вырабатывает рекомендации по политике управления рисками, по вопросам внутренней процедуры оценки достаточности капитала.


Должностное лицо, ответственное за управление рисками в Банке:

обеспечивает организацию управления рисками на всех уровнях управления рисками, общую координацию работы Банка по совершенствованию системы управления рисками;

осуществляет мониторинг (контроль) принимаемых рисков, а также выполнения решений коллегиальных органов Банка в области их управления и минимизации;

представляет Комитет по рискам при вынесении вопросов по управлению рисками на заседаниях Наблюдательного совета;

инициирует заседания Комитета по управлению рисками с предложением вопросов к обсуждению;

выносит на рассмотрение Правления Банка, Комитета по рискам, Наблюдательного совета отчеты о системе управления рисками в Банке и уровне присущих Банку рисков, предложения по их минимизации, а также в необходимых случаях иные вопросы по системе управления рисками.


Полномочия и ответственность Кредитного комитета и Комитета по кредитным операциям физических лиц определяются Правлением Банка и закреплены в соответствующих локальных правовых актах Банка.


Полномочия, ответственность и порядок взаимодействия иных коллегиальных органов, должностных лиц, структурных подразделений Банка определяются в локальных правовых актах о соответствующих коллегиальных органах, структурных подразделениях, а также в иных локальных правовых актах, в том числе регламентирующих процедуры управления рисками.


2. Перспективное и текущее планирование деятельности Банка.


3. Соблюдение Банком нормативов безопасного функционирования, установленных Инструкцией о нормативах безопасного функционирования, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 11.07.2022 № 257.


4. Формирование системы ограничения (снижения) уровня риска, который может принять на себя Банк. При этом система ограничения может включать совокупный лимит риска по Банку, лимиты по видам существенных для Банка рисков, лимиты на банковские операции, связанные с рисками потерь, лимиты по видам деятельности, лимиты на отдельных заемщиков, лимиты на отдельные инструменты. Лимиты могут устанавливаться в абсолютных и относительных показателях.


5. Проведение достоверной классификации активов и обязательств, не отраженных на балансе, и формирование достаточного уровня специальных резервов на покрытие возможных убытков.


6. Обеспечение эффективной системы внутреннего контроля.


7. Регламентирование проведения банковских операций, связанных с рисками потерь для Банка. Разработка локальных правовых актов по вопросам деятельности Банка, проведения операций, управления рисками, организации правового и трудового процесса.


8. Наличие систем раннего предупреждения и стресс-тестирования рисков в целях минимизации негативных последствий возможных кризисных ситуаций.


9. Проведение хеджирующих сделок в целях минимизации рисков.


10. Выявление (идентификация), измерение (оценка), мониторинг (контроль), ограничение (снижение) уровня рисков с обязательным регулярным информированием о подверженности Банка рискам Наблюдательного совета, Комитета по рискам, Правления Банка, Председателя Правления, Комитета по управлению рисками, при необходимости руководителей структурных подразделении в соответствии с распределением их полномочий и ответственности.


11. Изучение кадрового потенциала с целью оптимальной расстановки кадров и комплектации структурных подразделений Банка наиболее квалифицированными специалистами.


12. Выполнение рекомендаций, представленных в ходе аудиторских проверок и проверок Национального банка Республики Беларусь, проверок, проводимых службой внутреннего аудита, в части минимизации рисков, связанных с проведением банковских операций.


13. Выполнение плана обеспечения финансовой устойчивости, плана действий на случай непредвиденных обстоятельств, плана обеспечения непрерывной работы и восстановления участника платежной системы (далее – планы действий). Не реже одного раза в год осуществляется проверка работоспособности Планов, их пересмотр и корректировка с учетом изменения риск-профиля Банка.


14. Формирование управленческой отчетности для информирования органов управления Банком и должностных лиц Банка о результатах, полученных в процессе управления рисками и анализа устойчивости Банка, которая содержит сведения:

- о риск-профиле Банка с указанием уровня, краткой характеристики основных рисков и ключевых проблем управления ими;

- о выполнении нормативов ограничения рисков и иных нормативов безопасного функционирования, а также показателей, характеризующих толерантность к риску и риск-аппетит;

- о структуре и величине нормативного капитала, доступного и экономического капиталов, потребности в дополнительном капитале;

- о крупных рисках;

- о структуре кредитного, инвестиционного, торгового портфелей и качестве активов;

- о состоянии ликвидности;

- о нарушениях лимитов, операционных инцидентах и потерях по ним;

- о значениях ключевых индикаторов риска и фактах достижения пороговых значений по ним;

- о сценариях и результатах стресс-тестов;

- о результатах проверки работоспособности плана (планов) обеспечения непрерывности деятельности и плана (планов) обеспечения финансовой устойчивости;

- иные сведения, выводы и предложения, позволяющие принимать собственникам и (или) органам управления Банка необходимые управленческие решения.


15. Процесс управления рисками в Банке включает следующие этапы:

  • - выявление (идентификация) риска - выявление основных факторов риска, которые вызвали (могут вызвать) потери и (или) дополнительные затраты;

  • - измерение (оценка) оценка риска – определение величины (уровня) риска с помощью методов количественной и (или) качественной (экспертной) оценки с использованием количественных и качественных факторов оценки для формирования мотивированного суждения об уровне риска;

  • - мониторинг (контроль) рисков - сбор (накопление), обработка и анализ информации, на основе которой осуществляются оценка, контроль рисков и составление пруденциальной и управленческой отчетности.


16. С целью ограничения рисков и эффективного управления рисками в Банке организуется внутренний контроль:

  • - предварительный контроль – путем подбора квалифицированных кадров; разработки четких, детальных и недвусмысленных должностных инструкций, исключающих возникновение конфликта интересов, порядков осуществления операций; предварительного анализа рискованности и эффективности проводимых операций; обеспечения Банка необходимыми техническими средствами, оборудованием, информационными технологиями;

  • - текущий контроль – путем проверки соблюдения требований законодательства Республики Беларусь, локальных правовых актов Банка по управлению рисками, установленных процедур принятия решений, лимитов и иных ограничений, порядка визирования, проведения платежей, достоверности отражения банковских операций в бухгалтерском учете;

  • - последующий контроль – путем проверки обоснованности и правильности совершения операций, соответствия документов установленным формам, соответствия выполняемых работниками функций должностным инструкциям;

  • - сопоставление понесенных и планируемых (прогнозных, смоделированных) потерь, сопоставления плановых и фактических показателей деятельности, величины присущих и остаточных рисков;

  • - проведение оценки рисков Банка управлением рисков;

  • - проведение службой внутреннего аудита: оценки эффективности системы управления рисками, включая проверку полноты применения и правильности методики оценки банковских рисков, процедур управления рисками, представляет рекомендации по ее улучшению, проверки организации и функционирования системы управления рисками.


17. При оценке эффективности системы управления рисками Банк руководствуется следующими критериями:

  • - выполнение требований и рекомендаций Национального банка к системе управления рисками;

  • - охват системой управления рисками всех направлений деятельности и возможных рисков, отсутствие фактов реализации неоцененных либо невыявленных (выявленных несвоевременно) существенных рисков;

  • - соблюдение целевого (планового) уровня рисков, признанных существенными, планового (целевого) уровня достаточности капитала и целевого риск-профиля Банка.


Совершенствование системы управления рисками основано на результатах регулярной идентификации, оценки, мониторинга и контролирования рисков и заключается в адаптации применяемых подходов, методик и процедур управления присущими рисками к изменяющимся внутренним и внешним условиям функционирования Банка.


18. Действующие в Банке локальные правовые акты, содержащие политику, методики и процедуры управления рисками не реже одного раза в год подвергаются оценке на адекватность, в том числе с учетом существенных для Банка изменений в его деятельности и состоянии, а также изменений на финансовом рынке, по результатам оценки вносятся соответствующие корректировки .


19. Методики и процедуры управления отдельными видами рисков, методы, используемые для их выявления (идентификации), измерения (оценки), мониторинга (контроля) и ограничения (снижения), а также организация внутренней процедуры оценки достаточности капитала определяются отдельными локальными правовыми актами Банка.



^